Персональный сайт педагога-психолога Кирсановой Елены Станиславовны.



Баннеры


Сила словесных аффирмаций.

О влиянии речи на воспитание и развитие человека, на коррекцию его психоэмоционального состояния сказано и написано как отечественными, так и зарубежными учеными достаточно много (П.К. Анохин, И.П. Павлов, Г.Н. Светин, М.А.Поваляева и др.).

Известный поэт В. Шефнер так определил силу слова: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно предать, и продать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Д. Уэбстер говорил, что если у него заберут все, чем он обладает, но оставят ему его речь, то он скоро обретет все, что имел.

Интересный метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека (СОЭВУС) разработан Георгием Николаевичем Сытиным. Этот метод успешно лечит словом, и ему более шестидесяти лет.

Теоретическую основу метода составляют фундаментально разработанные в зарубежных и отечественных научных исследованиях проблемы в области физиологии, медицины, психологии и педагогики. Метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека базируется на:

1) учениях академика И.П. Павлова:

а) о слове как реальном раздражителе для человека;

б) о сигнальных системах;

  • теории функциональных систем академика П.К. Анохина;
  • принципе единства психического и соматического;
  • теоретических основах саморегуляции;
  • самовоспитании;
  • воле;
  • эмоциях;
  • принципах и методах обучения и воспитания.

Г.Н. Сытин подчеркивал, что необходимо помнить о психологическом факторе, и призывал, просыпаясь утром, чаще говорить: «Все у меня прекрасно, меня ждет удача, обязательно ждет, потому что я очень удачлив!».

Великое дело — настрой души. Плохие слова, «прогнозы» в устном виде (слова, просодическое оформление речи: сила, тембр, темп, интонация) наносят существенный вред человеку, могут вызвать рецидив.

Первые опыты, о чем свидетельствуют источники, ученый проводил на себе. Изначально, будучи инвалидом, после прохождения медицинской комиссии, он был признан годным к строевой службе без ограничения. И помогли ему в этом, конечно, знание основ психологии, редкая воля, упорство, целеустремленность, желание вернуться к полноценной жизни. В настоящее время в картотеке ученого более двадцати тысяч настроев. Издан четырехтомник, но работа по созданию новых лечебных текстов успешно продолжается и приносит неоценимую помощь нашим соотечественникам.

Особенно высока эффективность лечения словом нервно-соматических заболеваний, так как этот метод усиливает не только защитные силы человеческого организма, его иммунитет, но и волевые качества людей, их способность к самоконтролю, концентрации произвольного внимания, значительно повышает память, снимает последствия депрессий, стрессов, поддерживает высокую работоспособность.

Особенно этот метод ценен, когда медикаментозный фон по каким-то причинам противопоказан (в чем автор издания неоднократно убеждался при восстановлении речи после инсультов и черепно-мозговых трав). Этот метод считается щадящим, гуманистичным. Он практически не вызывает побочных эффектов. Слова «безапелляционно, настойчиво стучатся в наше сознание, вытесняя населившие его комплексы и сомнения, внушая уверенность в своем здоровье, в своих силах» [55, с.7].

Конечно, данный метод — не панацея, но помог он уже тысячам людей. Особую пользу он приносит тем, кто подходит к нему с доверием и надеждой. Насильно усваивать настрои не следует. Скептиков по поводу данного метода год от года становится все меньше и меньше. Большинство «понимают и принимают предельную простоту, доступность и эффективность этого безмедикаментозного, безболезненного метода» [55, с. 30].

Таким образом, скептицизм при использовании метода сходит на нет, а доверие и потребность в нем неизменно растут. Тексты настроев можно прочитывать про себя, проговаривать вслух, прослушивать в звукозаписи в любое время дня.

При выборе настроя важно учитывать его доступность восприятия текстов; его соответствие возрасту. Широко используются разнообразные приемы.

Приемы самоизменения различны. Это самоконтроль, самоанализ, проработка себя, способ переноса, вхождение в образ, опора на свои удачи и победы, работа над прошлым, иллюзорная проработка патогенной ситуации, иллюзорное преодоление препятствий, упражнения по преодолению трудностей и препятствий, самовнушение, физические приемы самооздоровления и др. [55, с. 50-63].

Самовнушение, которое отличается от педагогического внушения тем, что при самовнушении человек самостоятельно прочитывает (про себя или вслух) слова (фразы) с целью результативного воздействия на себя. При этом следует подчеркнуть, что чем больше анализаторов принимает в этом активное участие, тем сильнее эффект.

Знаете ли вы, что лучше не проговаривать на память, а громко прочитывать текст самовнушения? И это не удивительно, так как при этом процесс возбуждения в коре головного мозга вызывается одновременно волевыми усилиями и тремя видами раздражений: зрительными, слуховыми и кинестетическими, идущими от речевых органов [Г.Н. Сытин, 1992].

Позитивно то, что его труды — это синтез теории и практики, так как они прошли многократную апробацию и доказали свою эффективность. Спектр воздействия метода словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека довольно широк.

Метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием настраивает нас на здоровый образ жизни, смелое поведение, высокую работоспособность, устойчивость нервной системы, преодоление неврастении, на оздоровление после инсульта, черепно-мозговых травм, на снижение артериального давления, против нарушения обменных процессов, ожирения, недержания мочи, отложения солей, диабета, на оздоровление печени, почек, на здоровый дух, долголетие и так далее.

В работе со студентами, слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования и здравоохранения, а также при реабилитации взрослых после инсультов и черепно-мозговых травм, детей с проблемами в развитии, в том числе и при нарушениях речи, довольно широко и успешно используют словесные аффирмации. Теоретики и практики неоднократно убеждались в том, что несмотря на доступность, дешевизну и простоту в употреблении словесные аффирмации довольно эффективны.

Многолетний опыт работы показывает, что при заикании, афатических расстройствах (распад речи) после инсультов и черепно-мозговых травм, в результате военных действий или дорожно-транспортных происшествий: полезны не только утвердительные формулировки, как было принято считать многие годы, но и отрицательные. Особенно отрицательные формулировки сильны и незаменимы при заикании. Чаще убеждайте себя в том, что «при произношении согласных звуков я не делаю ни одного лишнего движения, ни малейшего усилия».

 

Таблица 2

 

Причина

Локализация

Словесные аффирмации

Ощущение, что в жизни больше нет поддержки

Кости

Жизнь всегда поддержит меня

Страх из-за денег, отсутствие финансовой поддержки

Позвоночник

Я доверяю себя процессу жизни. Жизнь дает мне то, что нужно

Ломка идеалов

Голень

Я люблю с любовью и радостью

Зло, страх, нежелание сдаваться

Колено

Я двигаюсь гибко и плавно. Для меня важно прощение, понимание, сострадание

Неприятие будущего

Ступни

Я люблю и одобряю себя. Будущее светло и радостно

Стыд, разочарование

Почки

Из каждого ответа я извлекаю нечто положительное для себя

Страх перед действительностью, недоверие

Глаза

Я доверяю процессу жизни. Я в безопасности

Злость, слишком частое смятение

Уши

Я слышу все хорошее, доброе, приятное. Меня окружает гармония

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца

Неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое

давление

Я с радостью отпускаю прошлое. Я спокоен

Крушение: «Какой толк?» Жизнь ничего не дает

Низкое

давление

Моя жизнь - радость

Перекрыт лоток радости

Кровь

Я пробуждаю в себе новую жизнь

Восприятие себя как инвалида, самокритика. Страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя. Я смотрю на себя и на все глазами любви

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого

Отрицание своей женственности

Женские органы

Я люблю свое тело. Мне нравится быть женщиной

Хроническое нытье

Печень

Я ищу любовь, везде ее нахожу

Оставить комментарий: